beldmit: (Default)
Тему Великой Французской Революции я нежно люблю. Знакомился я с ней по книгам Левандовского, которые давали несколько, мягко говоря, смещённую оценку её ключевых фигур. Потом была книга “Монтаньяры” Николая Молчанова с попыткой вернуть оценку на место, был Собуль с “Первой Республикой”, Матьез…

Сейчас вот добрался до Ламартина, который куда ближе к первоисточникам и по времени, и, вероятно, по стилю. Стиль у него витиеватый и по нынешним временам совершенно устаревший. Наверное, это такой романтизм, разбавленный сентиментализмом и пафосом речей своих героев. Книга включает в себя хронологию событий ВФР с 1791 года (созыв Законодательного собрания) и до 9 термидора III года Республики — не только советские историки останавливались на этой дате как на границе, дальше которой идти незачем.

Ламартин явно пытается отозваться обо всех героях с сочувствием (пожалуй, единственное исключение — Марат). И о Робеспьере, и о Дантоне находится немало тёплых слов, а жирондисты так сплошь романтические фигуры. Многие речи изложены достаточно полно (в том числе “Робеспьериада” Луве, и если все ключевые обвинения, которые в ней содержались, у Ламартина есть, то я не понимаю, зачем она упоминается во всех биографиях Робеспьера — достаточно типовой набор обвинений, через полгода они котироваться перестанут совсем). Очень чётко видно, как по ходу революции поднимаются ставки и ожесточаются нравы — памфлет может стать сначала причиной казни жертвы, а потом и автора, а от домашнего ареста и какого-никакого судебного процесса судопроизводство упрощается донельзя. Так что любителям соответствующего периода читать обязательно.

То ли я дозрел, наконец, до понимания политических процессов, то ли в норме это всё завуалировано, а у Ламартина открытым текстом сказано. В общем, все ключевые точки ВФР устроены примерно одинаково: Коммуна Парижа объясняет Конвенту (а до того — Учредительному Собранию), что что-то пошло не так. При этом летят головы. Или не летят — к 9 термидора у Коммуны уже ресурсов куда меньше, чем у Конвента, а события жерминаля и прериаля следующего, IV года — последние попытки вернуть двоевластие.

Некоторое количество фраз Ламартина заставляют очень сильно задуматься. Напрямую к нынешнему контексту их не приложишь, к счастью, а подумать всегда полезно.

Ну и в заключение — история из книги Дмитрия Бовыкина о процессе принятия конституции 1795 года, по которой Конвент был распущен и уступил место Директории и двум Советам. По последним декретам Конвента, не менее ⅔ его членов должны были быть переизбраны в новые Советы. Декрет был прописан довольно нечётко, и один из запросов из провинции звучал примерно так: “От нашего департамента избрали 12 депутатов, 5 ничем не проявили себя, остальные 7 казнены. Как нам выполнять декрет?”

Письмо пришло из департамента Жиронда.
beldmit: (Человеческое лицо)
В субботу нас с Ниной (точнее, меня при моральной поддержке Нины) ждал бюрократический квест в Серпухове, жёстко ограниченный сверху по времени расписанием работы БТИ. Квест мы прошли и решили себя наградить поездкой в какое-нибудь приятное место. По самому Серпухову мы уже ходили несколько раз, в сторону Боровска-Обнинска-Малоярославца общественный транспорт из Серпухова ходит плохо и долго, и в итоге когда в ФБ нам напомнили про питомник зубров, мы решили туда съездить, благо удобная маршрутка была. Ехать туда минут 30 на маршрутке, на своей машине и того меньше, хотя вряд ли сильно — за рулём маршрутки был явно несостоявшийся Шумахер.

Фотоотчёт Нина выложила в фейсбук. Потрогать зубров нельзя, носки из зубровой шерсти и молока зубриц не дают, но полюбоваться можно. Экскурсия на полтора часа, включает в себя собственно питомник и музей, относящийся к заповеднику — с экспозицией чучел живности, которая в том заповединке водится. Экскурсовод нам попался замечательный, зубров знает по именам. Рассказывал и про восстановление популяции с 12 особей, сохранившихся после Первой Мировой по зоопаркам мира, и про племенную работу, и про попытку, скрестив зубров с коровами, совместить жирность молока зубров с удойностью коров (спойлер: получилось наоборот). Ну и прочее: отличие зубра от бизона (бизоны тоже есть), особенности социальной жизни зубров. И довольно много про заповедник и тамошнюю живность — про стаю из волчицы, самца овчарки и их потомства, которая жила в заповеднике, про кабанов, которые мигрируют туда на период охотничьего сезона, советскую политику интродукции пушных зверей (привет енотовидкам) и многое другое.

Обратно выбирались тоже на маршрутке, потому что серпуховские таксисты ехать в посёлок отказались. Видимо, цены на такси там занижены до непотребства, вот никто и не хочет связываться. В Костроме мы на это уже нарвались.

В общем, ехать туда осмысленно, последняя экскурсия в 16:00, стоит 400 рублей со взрослого носа. "Экотропа" по верхушкам деревьев меня впечатлила не особо. Есть при въезде маленький "Панда-парк", название опять не помню. Довольно милый магазин сувениров, и если бы было куда ставить кружки, скорее всего, купил бы ещё одну.
beldmit: (Default)
There was stupid man in Kokuza,
Got a letter by boss from yakuza
And was badly surprized:
"Fingerprint compromized,
To revoke it, I come to Kokuza"

Русский вариант предложил Арсений Цаплев, но надо будет свой придумать:
Жил да был самурай из Кокудза
Он работал кассиром в якудза
Но сглупил перед боссом:
Отпечаток отозван
И за ним уже едут в Кокудза

Revocation

Aug. 16th, 2017 04:59 pm
beldmit: (Манул)
Письмо члену якудза, отвечающему за финансы и накосячившему:
"Отпечаток вашего мизинца признан скомпрометированным и подлежит отзыву".

По-английски это куда лучше:
A letter to a man from yakuza who made a mistake:
"Your fingerprint is compromised and should be revoked."
beldmit: (Человеческое лицо)
Будучи в Рыбинске, мы попали на устроенную там выставку Любови Помещиковой (Зубовой). Картины у неё очень приятные, но в таком стиле много кто пишет, на память сразу приходит Яцек Йерка, о котором Андрей Ленский мне в своё время рассказывал. А вот что впечатляет, так это инсталляции в жанре «Живопись на ржавом железе».

Посмотреть на работы можно здесь. Есть и страница в ФБ и в ВК, но на сайте больше.
beldmit: (Default)
Еду в троллейбусе. Взгляд падает на билловский пакет. Сверху - слоган: "Вот это мне по вкусу". Снизу - "Биоразлагаемый пакет".

Видимо, ЦА этой рекламы - лактобактерия.
beldmit: (Манул)
Я забыл написать это в основном посте про поездку, так что допишу.

Два главных памятника Костромы — памятник Ивану Сусанину и памятник Ленину. Оба с очень характерной историей.

Памятник Сусанину раньше был воплощением анекдота про третью премию на конкурсе памятника к столетию смерти Пушкина, в смысле Сталин читает Пушкина. На очень высоком постаменте высился бюст Михаила Фёдоровича, а где-то внизу был почти миниатюрный Сусанин. Большевики этого стерпеть не смогли, памятник демонтировали окончательно в 1928-м году и открыли нынешний только в 1967-м.

Но это, в общем, фигня по сравнению с памятником к 300-летию Романовых. К нему было изготовлено 28 фигур, 2 даже были установлены к Февральской революции, а потом после смерти Ленину отправлены в переплавку. А постамент с частично разобранной верхней частью отошёл под Ленина, и теперь стрельчатые арки, характерные для православных храмов в обрамлении казённого обкомовского гранита и с Лениным сверху смотрятся довольно дико.

А рядом с этим памятником до 1930-х годов был костромской Кремль. Потом его разобрали до бесследного состояния, и сейчас пытаются отстроить заново. В формате "несколько культовых зданий". Но это уже совсем другая история...
beldmit: (Человеческое лицо)
Так как рыбинский поезд для возвращения в Москву меня не совсем устраивает, то уже несколько лет мы выезжаем с дачи через Ярославль и какой-нибудь город. Это был собственно Ярославль (кажется, дважды), Ростов Великий, и вот настала очередь Костромы.

С Ниной мы встретились в Ярославле в 14:30 — мы вышли из автобуса, а она незадолго до этого из поезда. Посмотрев расписание автобусов до Костромы, я предпочёл взять такси. Дорога до Костромы оказалась прекрасной, не считая ремонта моста через Туношну, так что застряли мы только в одной точке — уже в Костроме, на мосту через Волгу. Но примерно к 5-6 уже заселились и были в походном состоянии.

В Костроме я до того был один раз, 20 лет назад, и не помнил совершенно ничего, кроме Ипатьевского монастыря и памятника Сусанину. В первый вечер мы дошли по проспекту Мира до центра («Сковородки»), спустились к набережной и дошли до беседки Островского. Там мы вызвали такси и вернулись в гостиницу.

Второй день мы уже гуляли гораздо больше. Прошли по старой части Советской, Торговым рядам, ещё паре центральных улиц. Город в XIX веке был явно богаче сравнительно богатого Рыбинска, и сохранил массу купеческой и дворянской застройки, которая находится в очень разнообразном состоянии. Там, где нашлись деньги — прямо таки конфетка, там, где нет — всякое бывает, но состояния развалюхи я не видел. Много предреволюционных краснокирпичных домов.

Зашли в местный театральный музей, стоящий на том месте, где когда-то жил Фёдор Волков, основатель русского театра как явления. От оригинального дома ничего не осталось, на этом месте сейчас ярко выраженный дом в стиле модерн. Музей сравнительно маленький, но насыщенный. Дети пофотографировались с дозволенным реквизитом.

После обеда поехали в Костромскую слободу — музей деревянного зодчества под открытым небом. Там главным пунктом стало катание на лодке — Татьяна внезапно оказалась неплохим гребцом, хотя и не хотела отдавать вёсла. Ну и разумеется, походили по домам, часовням и вокруг мельниц. На территории очень милый музейчик деревянной скульптуры для детей «Тридевятое царство».

После Костромской слободы в Ипатьевский монастырь заходить не стали, и уже не было энтузиазма посмотреть на левом берегу Костромы тамошнюю промархитектуру, к которой я неравнодушен.

Жили в гостинице «Аристократ», поймав скидку на Booking.com. Со скидкой обошлось в 6 тысяч за сутки на четверых, завтрак и WiFi включены, и завтрак весьма достойный. Расположение не самое удачное, но это было не критично до вечера. Вечером, уже за час до поезда, выяснилось, что такси туда ехать не рвётся. Пришлось ловить машину на проспекте (нет, Uber-а и Яндекс.Такси у меня нет), чтобы успеть вовремя.

Фотографии из города можно посмотреть по этой ссылке. Театральный альбом и альбом из Слободы скорее всего воспоследуют.
beldmit: (Человеческое лицо)
Съездил под Рыбинск с девицами. На обратном пути прихватили Кострому, встретившись с Ниной в Ярославле, потому что поезд из Рыбинска теперь идёт через Углич. Кострома хороша, но заслуживает отдельного поста.

Под Рыбинском у девиц при хорошей погоде основной смысл — купание, особенно у Тани. В этом году вода была несколько холоднее, чем любит Галя, поэтому купалась она по минимуму. Пару раз прокатились на велосипеде. Сколько-то раз сходили погулять по лесу.

Интернет в этом году даже от МТС работает куда лучше. Ну как “работает” — в доме МТС не ловится вообще, но на берегу точек, где ловится 3G, стало гораздо больше. Так что от новостей я почти не отключался. Но для меня основное содержание поездки — чтение.

Прочитал примерно 5 книг, подборка оказалась довольно удачной.

Болеслав Прус, “Кукла”. Сюжет пересказывать не буду, в Wiki есть. Подозреваю, что отношения между сословиями в Польше в 1880-х описаны в книге довольно точно, но манера обращения Вокульского с деньгами наводит на мысли, что у автора столько денег на момент написания романа не было. Главные герои описаны немного гипертрофировано, но это скорее художественный приём.

“HHhH”, автора не помню. История операции “Антропоид” — покушения на Гейдриха в 1942 году. В Праге я был 5 раз, много раз проходил мимо собора Кирилла и Мефодия, в этом году даже попал в крипту, где скрывались выжившие участники покушения. Книга хорошая, хотя мозаичная манера изложения немного раздражает, и довольно-таки пражская, что отдельно радует. Название расшифровывается, точнее, переводится с немецкого, как “Мозг Гиммлера называется Гейдрих”.

Роулинг “Случайная вакансия”. Это хорошо, это отлично, хотя местами кажется, что это Кинг-лайт — без мистики и ужасов. Must read. Про Корморана Страйка пока прочитал 2 романа из трёх, очень добротные детективы, для любителей жанра опять же must read.

Данилкин “Пантократор солнечных пылинок”. Книга пока доступна на Litres как номинант “Большой книги-2017”, советую скачать. Это такая псевдобиография Ленина. Псевдо — потому что автор публицист, собрал массу анекдотов в классическом смысле этого слова, читается легко, некоторое количество содержательных фактов для меня ново — но пробелы там колоссальные. Ну, собственно, о взаимоотношениях в семье Ульяновых там неприлично мало, если уж начинать перечисление.

Олди “Свет мой зеркальце” купил и скачал ещё до поездки. История доктора Джекилла и мистера Хайда от Олди, только контрастность пониже — зеркало всё-таки. Ну и да, сами разбирайтесь, кто там кто. Книга в каком-то смысле продолжает “Золотаря”. Буду перечитывать, может быть, ещё скажу.

IETF 99

Jul. 25th, 2017 08:15 am
beldmit: (Программизм)
Вернулся из Праги с IETF 99. Сидел на секциях довольно плотно 4 дня из 5, и как минимум один раз жалел, что не могу раздвоиться — правда, могу теперь, из Москвы, послушать как минимум аудиозапись.

Два главных события митинга для меня — заседание рабочей группы про TLS, где обсуждалась спецификация, которая в принципе позволяет хозяину ресурса (например, корпоративного ДЦ) мониторить весь трафик, и заседание SAAG (это метагруппа по всей Security Area), где я представил свой драфт, о котором писал ранее.

Про TLS хорошо техническая сторона хорошо описана в этом посте, повторяться не буду. На самом деле ситуация, когда при голосовании сторонники и противники разделились примерно пополам, представляется достаточно редкой, особенно в части информационной безопасности, где, как правило, всё, что не белое, то чёрное. Сторонников возможности прослушки я примерно понимаю, противников понимаю очень хорошо. Люди, именующие себя реалистами, утверждают, что то, что нельзя запретить, надо возглавить, и это отдельная проблема. Предлагаемый в обсуждении вариант трёхстороннего (псевдотрёхстороннего) протокола мне импонирует больше, но в TLS не ложится. Печально, но не удивительно, что TLS 1.3 становится долгостроем.

Про моё выступление. Документ, который я представлял, ничего нового в криптографии не несёт. Это попытка институционализировать те ограничения, которые браузеры потихоньку накладывают на удостоверяющие центры в части ограничения доверия сертификатам. Например, то, что сертификат может отозвать только УЦ, который его выпустил, сейчас не вполне удобно.

Больше всего я боялся, что моё выступление не получит никакого отклика из зала. К счастью, отклик был, и даже позитивный. Пока что есть очень предварительные договорённости и с людьми из Mozilla, и с людьми из OpenSSL, которые позволяют надеяться на продолжение работы над спецификацией и на то, что она воплотится в коде. Ну, в общем, с почином — на предыдущих конференциях IETF я к микрофону выходил, а в программу не попадал.

Прага как всегда прекрасна. Прогулки у меня получились по Карлину, от Карлина до Смихова (спасибо [personal profile] redtigra, с которой я девиртуализовался), по Дейвицам, немного по Градчанам и Малой Стране, чуть-чуть по центру и окрестностям Карловой площади. Зашёл в крипту собора Кирилла и Мефодия, где скрывались участники покушения на Гейдриха. Напротив собора — кафе “У парашютистов”, и такая память мне представляется очень разумной и уместной. Сходил в “Железнодорожное королевство”, и если мы в Праге окажемся с семейством ещё раз, то явно повторю.
beldmit: (Манул)
Прочитал книгу Кита Лоу "Жестокий континент. Европа после Второй мировой войны".

Это неплохая книга на грани публицистики и истории, описывающая, как примерно до 1950 года устанавливался статус-кво во всей Европе. Депортации немцев, возвращение евреев и недружелюбный приём, обмен населением Польши и Украины, гражданская война в Греции, приход к власти коммунистов в советской зоне оккупации, провал земельной реформы в Италии, борьба с коллаборционистами — в общем, все основные сюжеты того периода.

Читать её надо, и она дополняет те же "Кровавые земли" до более всеобъемлющей картины.
beldmit: (Манул)
В фейсбуке меня застыдили. И не генетическое это, и пруфы дают, и половина народа, в том числе родная жена, горькие огурцы в этом году ела.

Но да, тепличные дефицита влаги и тепла не испытывают, и поэтому не горчат.
beldmit: (Человеческое лицо)
Слушайте, а из быта напрочь пропали горькие огурцы. В детстве каждый поход на рынок сопровождался вопросом к торговке и дегустацией, а генетики рассказывали, что этот ген непобедим (не помню уже, кажется, рецессивен и прячется). А вот. Кончилось.
beldmit: (Default)
Дочитал “Трилогию об отце” Сергея Хрущёва.

За исключением части про пенсионную жизнь Никиты Сергеевича, книги очень интересные. Написаны с любовью и уважением к политике, но не превращаются в апологию, что очень ценно.

Самое интересное, собственно говоря — описание, в каком виде досталась Хрущёву экономика от Сталина “оставившего Россию с атомной бомбой” (про подложность цитаты помню) и голым задом. Страна по состоянию на 1953 год готовится к войне, причём не вполне понятно к какой — и при этом не может обеспечить себя продовольствием (в основном хлебом и картошкой) так, чтобы не умереть с голоду. И оттуда возникает целина, потому что производства химических удобрений толком нет, и ставка на Лысенко, который обещает накормить быстро. И разрешение колхозникам держать скот, что в отсутствие доступных кормов приводит к тому, что часть хлеба уходит на корм тому скоту…

Степень милитаризированности страны легко оценить, например, по тому факту, что все грузовики на момент Фестиваля молодёжи и студентов в 1957 году обязаны быть выкрашены в защитный цвет. Собственно, урезание Хрущёвым военных бюджетов, за что его так ненавидят любители корабликов, танчиков и самолётиков, объясняется пониманием, что от ядерной угрозы со стороны США они не помогут (а отсюда уже ноги растут у космической программы и Карибского кризиса), а стоят огого сколько.

Кажется, Хрущёв был последним руководителем СССР, который искренне верил в коммунизм. И из следования коммунистическим догмам тоже много чего растёт: бесплатный хлеб, снижение налогов, попытка заменить МВД общественным воспитанием с ликвидацией соответствующего министерства.

Мне не очень интересна внутриполитическая возня типа “антипартийной группы”, отставки Жукова и “Малого Октября”, а также Манежа. Про волнения в Тбилиси и Новочеркасск я тоже подробно останавливаться не буду. Оправдывать это, ИМХО, смысла нет, а судить уже некого.

Ну и в “Рождении сверхдержавы”, второй книге трилогии, довольно интересно рассказывается про ракетную программу Челомея. Если про то, что делалось у Королёва, можно, например, у Чертока почитать (интересно было бы почитать про период Глушко, но увы), то про Челомея мне раньше не попадалось, а про Янгеля не попалось до сих пор.
beldmit: (Манул)
Не в первый раз ловлю себя на мысли, что под большим и интересным блог-постом мне куда проще написать "Спасибо", если аналогичный комментарий там уже присутствует.

Со прочими выражениями эмоций примерно то же самое, впрочем. Внутри собственных эмоций не столько, чтобы они проявились в форме коммента (или лайка в FB). Но если пример подан - уже легче.
beldmit: (Программизм)
Не то, чтобы в такую шальную погоду у меня были богатый выбор. Да ещё и Нина сбежала на игру, оставив детей мне. И в итоге, прочитав у [personal profile] vitus_wagner про то, что апгрейд на stretch у него прошёл гладко, я вдохновился и запустил апгрейд.

Ну да, апгрейд прошёл легко и непринуждённо, но после перезагрузки я увидел GUI, игнорирующий мышь и клавиатуру. Ок, гугль. Ага, несколько модулей. Ага, хрен. Ого, 2 часа. Пора спать.

Утром я осознал, что у меня ядро осталось аж с позапрошлого выпуска. А проапгрейдить его нельзя, потому что на партиции места нет. Вылез за болванками, записал LiveCD c GPartED, 4 часа двигал партиции, в итоге понял, что расширить раздел всё равно не получится. Долго архивировал домашнюю директорию. Ещё дольше копировал её на флешку, потому как забыл, что файлов больше 4Гб на FAT32 не бывает. Скопировал, запустил установку, ага, gnome3 работает, ого, как оно неудобно-то, да и тормозит, и глючит, ой блин, 2 часа, пора спать.

Утром попытался сделать 2 вещи. Заменить gdm3 на mate, а nouveau на проприетарные от nvidia. В общем, фиг, и проще переставить с нуля. Переставил, ушёл в гости, бросил детей на Надю, отмечавшую день рождения, вернулся, встретил Нину, скопировал настройки с бекапа. Заработало более-менее всё, и часть вещей, которые в gnome делались через задницу, типа добавления кнопок запуска на верхнююпанель, в mate делается интуитивно-понятным способом.

Из замеченного на бытовом уровне: переименованы сетевые интерфейсы (но судя по Debian Wiki, можно по-прежнему править /etc/network/interfaces). Новый openssl (1.1.0).

OpenSSH теперь по умолчанию игнорирует DSA-шные ключи, а он у меня почему-то был именно такой. Так что придётся сгенерировать новый, и непонятно – то ли генерить эллиптический в надежде на новые системы более-менее везде, то ли ограничиться длинным RSA.
beldmit: (Человеческое лицо)
[livejournal.com profile] aywen вернулась с "Осени средиземья" и сразу влезла в ванну.

Когда она оттуда вылезла, заглянул, посмотрел на дно ванны и вспомнил цитату из Сапковского из рассказа "Крупица истины":

– А проснувшись, ты никогда не замечал, что у тебя грязные ноги? Не находил иголок в постели?

Но в общем, у нас очередное воссоединение семьи — детский лагерь, моя командировка и ролёвка в совокупности дали двухнедельную разлуку.
...хрен знает. чьё оно.

Поезд Москва — Рыбинск будет с августа ходить через Углич.

В советские времена до Углича были прицепные вагоны, а поезд Москва-Рыбинск ходил ежедневно с Савёловского вокзала, и кажется, летом ещё и дополнительный иногда назначался. Потом Савёловский вокзал сделали пригородным, а поезд перегнали на Белорусский. Там его отправление довольно неприятно интерферирует с Аэроэкспрессом.

С одной стороны, теперь появился нормальный способ добраться до Углича. Ну, условно нормальный. С другой — плюс два часа в пути. Правда. их можно спать.
beldmit: (Манул)
Ландскнехт с большим опытом работы ищет подряд от трех лет. Большой опыт работы, 11 кампаний, не считаю мелких стычек. Фламандский, испанский, португальский, английский и французский - свободно. Русский без письменного. Норвежский родной. Цвайхандер, бастард и кошкодер - уровень эксперт-наставник. Копье, моргенштерн, чекан - уверенный пользователь. Арбалет и лук факультативно. Пистоль, мушкет, аркебуза - эксперт. Артиллерийские расчеты, фортифиссион и контрфортифакассион - высокий уровень. Рекомендация и благодарность мсье Вобана. Герилья и контргерилья - рекомендательное письмо от херра Флориана Геера. Уровень командования до роты. Конный строй, кавалерист, палаш и копье. Морской бой, абордаж и контрабордаж, куортердекмейстер три сезона, рекомендация Эдварда Тича. Горная подготовка, индивидуальные заказы в городе, рекомендация его Св. Принца Оранского. Желаемый уровень зарплаты от 8 цехинов в мирное время и 15 в компаниях. Без вредных привычек.