beldmit: (Default)
Dmitry Belyavskiy ([personal profile] beldmit) wrote2009-02-05 10:15 pm
Entry tags:

(no subject)

Начал смотреть фильмы, на которые ссылался в этом посте.

В свое время мне попалось рассуждение Николая Козлова о том, почему некоторые люди выбирают из сказочных героев в качестве любимцев всяческих злодеев или совершенно невзрачных персонажей - те, кто делают такой выбор, неудачники.

Что-либо делать с этими своими симпатиями я не хочу - мне всегда были симпатичны "вечно вторые", которых много среди шахматистов, и прочие, кому чуть-чуть не хватило до высших ступенек. Разумеется, я пытался понять, чего не хватило для последнего шага - но, как правило, безуспешно. Какой-то внутренний надлом, нелепая случайность или беспечные надежды на безоблачное завтра - наиболее частые варианты.

К таким людям относится несостоявшийся космонавт-3 Григорий Нелюбов.

Один из первого отряда, единственный из "гагаринской шестерки", который так и не слетал в космос. Был вторым дублером Гагарина, должен был лететь на трое суток после Титова, не срослось - дальше нервный срыв, временное отстранение от занятий, стычка с патрулем - и отчисление из отряда космонавтов. Дальше - служба на Дальнем Востоке, пьянство, гибель под колесами поезда. Вероятно - самоубийство. Собственно, и это-то больше того, что о нем знают все, кроме фанатов космоса. Мои знания, во всяком случае, этим исчерпывались.

В фильме рассказано больше. То, что Нелюбов, уже снова будучи просто летчиком, освоил новую технику, но по антирекомендациям бывших коллег по отряду космонавтов от испытаний его отстранили, вполне вероятно. И то, что он пытался восстановиться в отряде - тоже вполне вероятно. Хотя драматургия, нагнетенная авторами фильма - про идею обратиться к Королеву в конце 1965-го года, за пару недель до смерти, и пластмассового космонавта, полученного на новый 1966-й год, которого разломали дети уборщицы, что вызвало очередной срыв, который и завершился гибелью, у меня вызывает некоторые сомнения.

А чуть-чуть не хватило для того, чтобы встать в один ряд с прочими первыми космонавтами. Итог жизни - две могилы: рядом с местом гибели, откуда несколько лет назад стащили памятник, и полусимволическая могила на родине, и музей.